работа
Как девушке управлять
морским судном
История 20-летней казахстанской морячки
Газиза Конысова, 2-ой вахтенный помощник капитана, 20 лет. Окончила Казахстанскую Морскую Академию при КБТУ, по специальности судоводитель. Сейчас юная казахстанка трудится на судне в Каспийском море.
— О выборе профессии: почему ты выбрала эту профессию?
— Говоря именно об этой профессии, совру, если скажу, что с детства мечтала бороздить моря и всю жизнь целенаправленно шла к этому. Однако, меня с детства восхищали незаурядные личности, ищущие приключения и открытые к новым возможностям; люди, которые не подчиняются общепринятым стандартам и не боятся ставить непостижимые цели. Восхищаясь ими, я подсознательно искала себе такое занятие, которое могло бы, в первую очередь, удовлетворить мой "голод" к жизни, к приключениям; и вдобавок, вдохновить других на что-то большее.

Так сложились звезды, что мое желание совпало с возможностью поступить в Морскую Академию, которая предлагала невероятный опыт, знания и незабываемые приключения. Поэтому, следуя своему кредо: "If it doesn't challenge you - it doesn't change you", - я подумала: "почему бы и нет?".
Знаю, что нет легких профессий; но сидеть в офисе и весь день перебирать бумаги - могут все. Однако, не все могут решиться на нечто значительное, безрассудное, авантюрное.
— Пожалела ли ты о выборе своей профессии?
— Был единственный момент, когда я хотела уйти и найти другую профессию. Такой момент наступил в первый же год своего обучения во время практики на парусном корабле "Eendracht", на котором я провела целых шесть недель. Плыли мы из Карибского острова Сен-Мартен в Роттердам, пересекли Атлантический Океан; останавливались на Бермудских и Азорских островах; посетили маленький французский городок Булонь-сюр-Мер. Членами экипажа были бывалые голландские моряки, о которых часто пишут в приключенческих романах. Они всячески помогали кадетам, охотно делились своими драгоценными знаниями и опытом, устраивали интересные тренинги на борту. По вечерам все собирались в кают-компании, пели песни под гитару, общались и играли в игры.

Подумаешь, чего можно было бы еще пожелать? Однако, у судьбы были другие планы: у меня началась морская болезнь. Мой организм тяжело привыкал к качке (точнее, он так и не привык - меня укачивало все шесть недель) и все прелести плавания на паруснике отпали. Когда я уже хотела списаться в следующим же порту и бросить морскую профессию, у меня был разговор с деканом нашей академии. Этот разговор стал одним из важных разговоров в моей жизни и сподвиг меня к решению: "собрать волю в кулак и закончить начатое". После этого, хотя и бывало тяжело на практике; хотя мало, что давало надежды на ослепительную карьерную перспективу, учитывая что мы живем в стране, где из морей есть только Каспий, я ни разу не пожалела, что в тот момент я решила не сдаваться.
— Как отнеслись родные к выбору профессии?
— По правде говоря, я считаю, что никто не вправе заставлять или же запрещать выбирать ту или иную профессию. Это как выбрать спутника жизни. Как обычно это бывает, ты каждое утро просыпаешься и идешь на работу, где треть своего дня проводишь на работе, заводишь друзей на работе и тем самым строишь свой круг общения. Поэтому важно делать этот выбор самостоятельно, исходя из своих личных интересов.

У меня все началось с того, что в год школьного выпуска я уже должна была определиться со своей будущей профессией и начать готовиться к ней. Я даже еще не знала какой профильный предмет сдавать на экзамене. Во втором полугодии все же, остановив свой выбор на физике, я не промахнулась с выбором, так как в этом направлении больше технических специальностей и возможностей поступления на грант. После окончания школы и сдачи национального теста, я случайно наткнулась на сайт Казахстанской Морской Академии при КБТУ. На тот момент академии было всего 2 года и о ней никто не знал. Сложно представить отношение родных к заявлению 16-летней девочки, которая выросла в городе "где морем и близко не пахнет", о том, что я решила поступить в Морскую Академию и связать свою жизнь с морем. На месте моих сестер и папы, другой человек хорошенько посмеялся бы. Однако, будучи воспитанной в семье, где каждый с уважением относится к личному выбору, мое решение родные приняли и поддержали. Хотя сложно сказать, что мой выбор профессии воспринимали всерьез, вплоть до получения диплома.
— Как проходят будни на судне?
— Будни на судне - это рассветы, закаты, голубое море, звездный купол и свежий морской запах. Однако, нельзя исключать и стрессовых ситуаций, когда вся ответственность за целостность и сохранность экипажа, груза, окружения – всего, что касается судна в целом, возложена на тебя. Вахтенный помощник капитана – это тот, который за время своей вахты является центром как внутренней так и внешней коммуникации. Он контролирует всю ситуацию на судне и вокруг него. Во время твоей вахты, если кто-то сломал руку – отвечаешь ты; если поломалось какое-нибудь навигационное оборудование – отвечаешь ты; произошла любая аварийная ситуация – отвечаешь тоже ты. Все это не страшно когда вся команда, начиная с капитана и заканчивая матросами, ответственно выполняет свою работу.

Несмотря на все сложности работы на море, это непередаваемое чувство, когда ты осознаешь ради чего ты этим занимаешься. Сложно управлять целым пароходом, провести его в назначенный пункт и в назначенное время, вопреки погодным условиям и любым трудностям навигации; сложно заниматься грузовыми операциями, буксировкой, швартовкой. Однако, со временем ты оттачиваешь свои навыки в той или иной операции, и она становится тебе по плечу. Именно в такие моменты ты понимаешь, что тебе под силу выполнять любую работу. Например, когда управляешь огромными кораблями в штормовую погоду; или когда поднимаешь судно с весом пару сотен тонн из воды с помощью одного крана; или когда перевозишь сотню тонн сырой нефти на танкерах через океаны и доставляешь в порт на другом конце света.
— В каких точках мира ты побывала и в каких проектах приняла участие?
— Будучи на парусном корабле, я пересекла Атлантический Океан. Кроме того, мне посчастливилось посетить невероятно красивые места, такие как Карибский остров —Сен-Мартен, Бермудские острова, Азорские острова, французский портовый городок Булонь-сюр-Мер и Роттердам. В огромных и динамичных портах США, Уругвая, Китая и Сингапура я побывала уже по другому проекту от компании Шеврон. В качестве кадета я провела 6.5 месяцев на танкере по перевозке нефти "Leo Voyager", где приобрела невероятный профессиональный и жизненный опыт; практические знания и очень полезные знакомства; сделала кругосветное плавание и пересекла Экватор (знали бы вы какое важное это событие для моряков – пересечь экватор, день Нептуна) В данный момент я работаю в оффшорном проекте "Кашаган" на судне снабжения "Тулпар".
— Насколько сложно 20-летней девушке работать в море с одними мужчинами?
— Мне, 20-летней казахской девушке, сама работа на море не предоставляет особых физических трудностей. Однако, работая на проекте "Кашаган", то есть в Каспийском Море, где по большому счету работают представители постсоветских стран, я больше сталкиваюсь с проблемой гендерных стереотипов. Раньше здесь были девушки до меня, которые проходили практику на судне, но первой девушкой с полноценной должностью стала я. Сложнее всего, я думаю, доказать, что ты не хуже своих коллег-мужчин, даже при равных знаниях и способностях. Работая в качестве помощника капитана, я должна руководить матросами и давать им команду. Поэтому, мужчинам намного старше меня и с предвзятым отношением к женщине бывает сложно признать мою должность и выполнять заданные мною команды. Имея немалый опыт с иностранным экипажем, могу сказать, что девушки-моряки большая редкость не только у нас. Только разница в том, что на международном флоте девушек чаще поощряют и способствуют их продвижению по карьерной лестнице. Конечно, нельзя обобщать, исключения встречаются везде. К моему везению, даже здесь, находясь преимущественно среди представителей постсоветских государств, я нахожу людей, которые искренне верят в меня, поддерживают и помогают двигаться вперед!


ФОТОГРАФИИ: предоставлены героиней
Author: Anelya Yezhenova
Made on
Tilda